Ответ #1:
При написании сочинения очень важно правильно понять его тему, разобраться в том, какой материал нужен для ее раскрытия, какой способ анализа и рассуждения. Можно представить виды сочинений в следующей таблице:
№ | Тип темы сочинения | Примеры тем | Что требуется | Возможные ошибки | Как их избежать |
1. | Литературная: а) анализ литературного произведения; | 1) Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). 2) Помещичья Россия в художественном изображении Н.В. Гоголя (по поэме «Мертвые души»). | Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость, рассказать о его влиянии на литературный процесс того времени. | Простой пересказ текста, отсутствие литературоведческого анализа произведения. | Необходимо использовать такие понятия, как тема, идея, сюжет, замысел, традиции и новаторство, речевой строй произведения. |
б) образ литературного героя; | 1) Татьяна Ларина – «милый идеал» поэта. 2) Печорин – герой своего времени. 3) Обломов как социально–психологический тип | Рассказать, какое место персонаж занимает в системе образов, дать его характеристику как определенного социального типа, какая общественная проблема привела автора к созданию образа. | Отсутствие литературоведческого анализа. | Необходимо использовать следующие понятия: литературный тип, типический характер (портрет, авторская характеристика, цепь поступков, речевая характеристика, окружающая обстановка). | |
в) анализ художественной формы; | 1) Сатирическое изображение чиновничества в творчестве Н.В. Гоголя. 2) Жанр и композиция романа «Герой нашего времени». 3) Своеобразие конфликта и композиции пьесы Островского «Гроза». | Провести литературоведческий анализ художественных средств. | Незнание нужных понятий теории литературы. | Необходимо использовать следующие понятия; роды и жанры литературы, литературное направление, художественный метод, стиль, композиция, конфликт, трагическое и комическое, язык, сатира и юмор и т.д. | |
г) образ автора в произведении; | 1) Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 2) Авторский идеал в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Рассказать о месте писателя в русской литературе, об основных проблемах эпохи и отношений к ним автора, раскрыть авторскую позицию. | Неумение автора дать оценку творчества писателя, неверно или неполно раскрыть тему. | Необходимо использовать такие понятия, как: авторское описание, повествование, отступления, рассуждения. | |
д) образ лирического героя (в поэзии). | 1) А.С. Пушкин о роли поэзии и назначении поэта. 2) Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. 3) Глубина и яркость переживаний в поэзии А.Ахматовой. | Дать целостное представление о творчестве поэта, его основных изобразительных средствах. | Отождествление лирического героя и его переживаний с личностью поэта, его жизнью. | Необходимо использовать следующие понятия: лирика, лирический герой, жанры лирики, тропы и фигуры речи, рифма, стихотворный размер. | |
2. | Публицистическая | 1) Мой любимый современный писатель (поэт). 2) Книга, которая не оставила меня равнодушным. | Нужно раскрывать тему на литературном материале, желательно использовать внепрограммные произведения. Показать личное отношение к литературе. | Дается пересказ биографии писателя (поэта) или содержания книги. Неверно выбран стиль: присутствуют либо ложный пафос, либо чрезмерное приземление. | Необходимо подумать над стилевым оформлением и обязательно привлечь литературный материал. |
3. | Монографическая: а) простая; | Образ народа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». | Всестороннее описание–рассуждение, выполненное в свободном стиле. | Однобокость анализа. | Посмотреть на предметы с разных точек зрения. |
б) проблемная; | Взаимоотношение личности и народа в понимании Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» | Объяснить все стороны предметов, указанных в теме. | Проблемная тема подменяется простой и анализируется только с одной стороны. | Необходимо разобраться в существе проблемы, которая поставлена в заголовке. | |
4. | Сопоставительная | 1) Кутузов и Наполеон в изображении Л.Н. Толстого. 2) Герой гражданской войны (по произведениям А. Фадеева, И. Бабеля, Н. Островского) | Сравнительная характеристика пишется на основе сопоставления характеров героев. Материал сочинения удобнее расположить по принципу параллельного сравнения, когда сопоставляются поведение героев в одной и той же сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и др. | Подмена сопоставительной темы двумя монографическими, т.е. дается два последовательных описания без сопоставления. | Надо раскрыть совокупность тех устойчивых особенностей, которые свойственны сравниваемым персонажам (внешность, поведение, отношение к окружающим, образ жизни, обстановка, переживания, чувства и взгляды и пр.). Сделать выводы. |
5. | Обобщающая | 1) Тема человека, природы и Бога в современной русской литературе. 2) Русский крестьянин в изображении Тургенева Некрасова. | Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах. | Отсутствует связь между предметами рассмотрения. | Необходимо остановиться на главных признаках обобщения и стараться избегать частностей. |
6. | Проблемно-обобщающая | 1)Проблема семьи в романе «Война и мир». 2) Экологические проблемы в современной литературе. | Рассуждение обобщающего характера, которое должно вестись в рамках заявленной проблемы. | Проблема, заявленная в заголовке, не раскрывается, а ведутся общие разговоры. | Необходимо понять сущность заявленной проблемы, высказать свою точку зрения, подкрепив её материалами литературных произведений. |