вторник, 28 апреля 2020 г.

Образ Пимена в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Ответ #1:

 

 

Трагедия Пушкина «Борис Годунов» создавалась в 1825 году. Она впитала в себя свободолюбивые идеалы времени. В ней были воплощены главные идеалы исторического развития — о роли народа в истории, об обреченности власти, которую не поддержал народ. Трагедия «Борис Годунов» была вкладом великого поэта в «дело общее», в дело декабристов.

Пушкин воссоздает далекое прошлое (XVIXVII столетия). Это вовсе не значит, что его не интересует современность. В событиях эпохи Годунова и Самозванца встают проблемы, волнующие и поэта, и его современников накануне выступления декабристов. Пушкин знает взгляды молодых товарищей на революционную тактику. Мысль о военном перевороте без опоры на народ волнует автора трагедии. Волнует его также вопрос об отношении народа к монархической власти.

Великий русский поэт считает избранный им жанр трагедии наиболее подходящим для постановки исторических и политических проблем. Он решает отобразить роль личности и понимание роли народа в истории, чувствуя великую ответственность драматического поэта.

Огромным достижением Пушкина я считаю создание характера летописца Пимена. В сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» он в строгой рясе монаха. Рядом находится спящий Григорий, которому Пимен напоминает дьяка. Но здесь только видимое сходство: «поседелый», «спокойно зрит». На самом деле это человек иной, вовсе не равнодушный к тому, о чем повествует. Зло он понимает как зло, а благо считает величайшим человеческим счастьем. Он с болью говорит Григорию о том, чему был свидетелем: «Привел меня бог видеть злое дело, Кровавый грех».

В прошлом Пимен был участником многих событий, он «воевал под башнями Казани», он «рать Литвы при Шуйском отражал». Летописец, мудрый и неравнодушный человек, имеет свое мнение обо всем. Он противник Бориса:

 

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

Мы нарекли.

 

Как «горе» Пимен воспринимает «венчание» Бориса на престол, как деяние, совершенное против воли Бога и народа.

Свое человеческое предназначение летописец видит в том, чтобы рассказать потомкам о том, что было: «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…»

«Блаженство» находит Пимен в служении Богу, в размышлении, в сосредоточенной работе. Свое «последнее сказанье» он пишет вдохновенно, испытывает радость от творчества. Внутренний облик летописца отличается спокойствием. Свой труд Пимен создает во имя высокой цели, поэтому он понимает, что рассказ о трагических событиях должен быть предельно правдивым, сдержанным. Мнение же его определенно: не может быть царем человек, не поддержанный народом, переступивший через убийство. В оценке Пимена — восприятие царя подданными.

Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» «завязывает» сюжет трагедии. Пимен рассказывает Григорию об убийстве царевича Димитрия в Угличе, удовлетворяя его любопытство, называет даже возраст убиенного:

 

Да лет семи; ему бы ныне было —

(Тому прошло уж десять лет.. нет, больше:

Двенадцать лет) — он был бы твой ровесника

И царствовал…

 

После этого и возникла у Григория мысль объявить себя царевичем Дмитрием.

В летописце Пушкин отмечал «нечто младенческое и вместе мудрое». Автору важно было подчеркнуть в нем не немощность, а умудренность и непосредственное восприятие.

Пимен — это образ одновременно реальный и поэтически вымышленный. Летописцев, подобных ему, на Руси было много. Пушкин наделяет героя трагедии творческим началом, что было близко самому поэту.

Когда в 1826 году автор читал свою трагедию московским друзьям, он просто «ошеломил» их образом Пимена, жизненно достоверным и все же вымышленным. М. Н. Погодин вспоминал о своем впечатлении от сцены в келье: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос живого русского летописателя».

Созданный воображением великого русского поэта А. С. Пушкина образ Пимена имеет огромное значение. Он не только играет прямую роль в развитии событий. Диалог летописца с Григорием напоминает о ходе русской истории, которая проходит перед нами, когда мы читаем слова размышляющего вслух Григория:

 

…Я угадать хотел, о чем он пишет?

О темном ли владычестве татар?

О казнях ли свирепых Иоанна?

О бурном ли новгородском вече?